+7 962-029-77-72
Меню

Этот непонятый стандарт ИСО 9001. Российский феномен.

Создание системы менеджмента качества ООО "Фабрика Краски ХЕМИ"

По количеству внедрения систем менеджмента качества в организациях на основе требований стандарта ИСО 9001, данный стандарт внесен в Книгу Гинесса. Более двадцати лет технологии управления  в области менеджмента качества, пропагандируемые  группой стандартов серии  IS0 9000, и, в частности стандартом  MS ISO 9001:2011 (ГОСТ ISO 9001-2011) «Системы менеджмента качества. Требования»  активно применяются бизнесами многих стран для получения конкурентных преимуществ в борьбе за потребителя.  Если сравнивать динамику внедрения систем менеджмента качества (СМК) на базе стандарта ИСО 9001 в России с ведущими экономическими державами, такими как, Япония, США, Германия, Франция, Англия, а в последнее время и интенсивно развивающимися странами – Китай, Индонезия и даже Индия, то мы плетемся в хвосте. При этом все статистические данные по внедрению СМК в российских предприятиях будут весьма приблизительными.  Официальным подтверждением создания системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9001, является сертификация этой системы органом по сертификации, т.е. выданный сертификат. Единого учета выданных сертификатов у нас в стране нет, из-за отсутствия четкого государственного регулирования в области сертификации систем менеджмента, множества добровольных систем сертификации в этой области.

Основным мотивом разработки и внедрения СМК в российских предприятиях был все-таки внешний фактор.

Так первая волна применения требований стандарта ИСО 9001    в российском бизнесе была в начале 90-х годов двадцатого столетия в основном на крупных промышленных предприятиях, особенно в области  в области машиностроения. Для того, чтобы экспортировать свою продукцию  на внешний рынок требовалось наличие сертифицированной по стандарту ИСО 9001 системы менеджмента качества.  Второй волной внедрения  ИСО 9001,  стало применение требований данного стандарта в строительной отрасли в начале 2000-х годов. Это было обусловлено нормативными требованиями в области проведения тендеров заказчиками строительных компаний и при внедрении института саморегулирования  в  строительной отрасли  требованиями СРО.

Примерно в эти же годы активное внедрение системы менеджмента качества появилось в пищевой отрасли и в организациях сферы услуг и, в частности, в медицинских учреждениях.

Создание системы менеджмента качества в организациях здравоохранения идет очень вяло, так как здесь нет внешних побудительных факторов к этому, т.е. каких – либо нормативных требований. При проведенном опросе нашей консалтинговой  компанией руководителей  организаций здравоохранения мы зачастую слышали ответ – требований таких нет, поэтому внедрять не будем.

При этом у многих руководителей организаций не только  здравоохранения, но и других отраслей совершенно отсутствует  понимание, что требования стандарта ИСО 9001 отражают передовые технологии в области управления для выживания бизнеса в условиях рыночных отношений.  Данным стандартом привносятся процессный и системные подходы в управлении для  организации четкого планировании, распределения ответственности за выполнение работ персоналом компании и оценки достижения поставленных целей и задач, стандартизация деятельности компании.  А  самое главное  система менеджмента качества на базе требований стандарта ИСО несет новую идеологию в качестве — удовлетворение потребностей потребителя и в конкурентоспособности бизнеса — непрерывное совершенствование.

Отследить  динамику внедрения СМК в учреждениях здравоохранения сложно, т.к., как писалось выше нет централизованного учета выданных сертификатов по стране. К тому же выданный сертификат еще не является свидетельством действительно действующей системы менеджмента качества в организации. К сожалению, сертификация системы СМК по стандарту ИСО 9001, дискредитирована недобросовестными органами по сертификации, которые порой просто продают сертификаты. Да и само внедрение СМК порой сводится к написанию обязательных документов для сертификации.

Создание действительно действующей системы менеджмента качества, которая выведет бизнес на новый уровень развития, процесс требующий высокого профессионализма в этой области и без опытного бизнес-консультанта, владеющего необходимыми знаниями в области менеджмента не обойтись.

Наряду в целом с не очень радостной картиной внедрения СМК в российском бизнесе, и в частности, в учреждениях здравоохранения хочется отметить инициативы по внедрению СМК отдельных  региональных органов власти и местного самоуправления, где это движение все-таки идет не формально. Это – Тюменская область, Ханты-мансийский округ, Удмуртия, Казахстан, Владимирская область,  Самара. А также радует, что  все-таки есть и энтузиасты-отдельные руководители коммерческих медицинских учреждений, понимающие что, только грамотно выстроенная система менеджмента позволит их бизнесу выжить в нашей нелегкой, нестабильной российской действительности.  Среди моих клиентов, к счастью, есть медицинские  организации  — это стоматологическая компания «Юнит» (г. Пермь), Региональная многопрофильная компания «Медиум» (г. Нальчик).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *