8 (8652) 68-37-72

Как повысить эффективность системы менеджмента (бизнеса)

Прежде всего, давайте определимся, что означает термин «эффективность». Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» дает следующее определение этому понятию: «Эффективность — это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами». Другими словами говоря, эффективность – это, то какой ценой (с какими затратами) мы получаем запланированный результат.

Таким образом, необходимо определить, какие действия, операции, процессы вашего бизнеса, какие порождают затраты. Есть процессы, которые в результате затрат не создают никакой добавочной ценности (непроизводительные затраты). Именно эти процессы, операции являются резервом повышения эффективности, т. е. снижения себестоимости вашей продукции. Процессы, не добавляющие ценности заинтересованным лицам надо искоренять. Это первый способ повышения эффективности.

Процессы, которые добавляют ценность, так же подлежат скрупулезному анализу, для того, чтобы их можно было улучшить. Совершенствование процессов — это второй способ повышения эффективности.

Как совершенствовать процессы с точки зрения повышения их эффективности? Сначала все виды деятельности организации надо определить как процессы (даже документооборот и планирование) и подробно описать их с точки зрения процессного подхода (описать алгоритм реализации процесса, определить ресурсы, необходимые для начала выполнения каждого этапа процесса — входы, и ресурсы, которые мы получаем как результат нашей работы на каждом этапе процесса – выходы, определить как взаимодействуют между собой участники каждого процесса). Далее необходимо провести калькуляцию затрат по каждому действию, операции в процессе.

Такой подход в учете затрат позволит связать затраты с действиями, а не с продукцией и применить подход, основанный на затратах на действия (метод АВС). Если вы проведете такую работу, то увидите, что и где нужно улучшать. Причем этот метод нужно применить ко всем процессам вашего бизнеса. Увидев все затраты, вы можете первоначально составить бюджет на нулевой основе, охватывающий все аспекты деятельности организации.

Далее необходимо постоянно анализировать запланированное с достигнутым результатом, и улучшать работу на всех уровнях организации. Как правильно анализировать полученные результаты тоже надо знать. В системах менеджмента качества есть специальные технологии статистического контроля.

Важный вопрос: кто анализирует и думает над улучшением? Правильный ответ — исполнители работы на всех уровнях организации. Фактически необходимо создать в организации творческую среду постоянного рационализаторства и внедрить философию «бережливого производства» («бережливое производство» — это технологии снижения затрат в системах менеджмента качества»).

Только при полном вовлечении персонала организации в постоянное улучшение вы сможете реально повысить эффективность вашей организации. Как вовлечь персонал организации в такую работу? На это вопрос системы менеджмента качества также дают ответ. Напомню, что требования к разработке системы менеджмент качества изложены в международном и национальном стандартах ИСО 9001.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *