«Формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности»
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Современные макроэкономические и политические изменения на мировом рынке доказали, что в глобальной конкуренции решающую роль играют инновации. Осознавая важность и исключительное значение инновационной сферы деятельности, правительства таких государств как США, Япония и страны Европейского Содружества, перешли к агрессивной инновационной политике посредством государственной поддержки и специальных государственных программ.
Для сохранения экономической и политической суверенности Российского государства у России нет иного пути кроме как — инновационное развитие экономики.
«…вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4 процентов в год)… предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения ее экономического веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран». (1)
Решающую роль в развитии конкурентоспособной экономики наряду с наукой играет и бизнес.
Инновационное развитие бизнеса зависит от внешней и внутренней среды организации. «…для реализации идеи нужно подходящее окружение. Это окружение складывается из логического этапа развития данного вида деятельности…» (2)
О необходимости создания благоприятной внешней среды для развития инноваций в бизнесе написано много. Определены следующие основные условия, необходимые для внедрения инноваций в бизнесе:
— наличие стратегии инновационного развития России в целом и её регионов;
— обеспечение соответствующей нормативно – технической и законодательной базы для внедрения инноваций;
— налоговые и другие льготы для организаций, внедряющих инновации;
— привлечение инвестиций и бюджетная поддержка для внедрения инноваций в бизнесе;
— формирование национальной системы инновационного воспитания и обучения.
К внутренней среде организации, необходимой для внедрения управления инновациями относятся объекты и субъекты управления. Одной из важнейших проблем в инновационной деятельности строительной организации является проблема организации этой деятельности, предъявляющая новые требования к содержанию и методам управленческой деятельности, т.е. проблема инновационного управления.
Проблемы внедрения инновационного управления
«Все течет — все изменяется», меняются и индустриальные эпохи. Со сменой двадцатого столетия человечество вошло в новую индустриальную эпоху, постиндустриальную или рачительную (щадящую). Новая индустриальная эпоха внесла изменения в экономики стран и производственную деятельность организаций, в частности, произошли изменения в следующих направлениях:
— процессах производства;
— отношениях между людьми в процессе производства;
— организационных структурах;
— отношениях между организациями и окружающей их средой. (3)
В связи с этими изменениями меняются и объекты и субъекты управления в организациях, меняется роль в менеджменте основных экономических концепций.
В двадцатом веке, в эпоху массового производства, которое сформировалось в конце XIX – XX столетия не без влияния Ф. Тейлора (4) и Г.Форда младшего под основными объектами управления, подразумевались материальные ресурсы. Материальные ресурсы в широком смысле слова представляют собой совокупность вещественных условий воспроизводства (5). Люди рассматривались в одном ряду с другими активами. Основной целью менеджмента предприятий являлось получение максимальной прибыли.
Для увеличения прибыли предприятий в начале двадцатого столетия Ф. Тейлор предложил «научный менеджмент» (4), где под «наукой» подразумевалось систематические наблюдения и измерения. Тейлор предложил максимальную специализацию в исполнении производственных задач и управленческих функций и таким образом свел людей до уровня эффективно функционирующих машин. «Принципиальной целью управления, — по мнению Тейлора, — должно быть максимальное обеспечение максимального процветания нанимателя вместе с максимальным процветанием каждого нанятого работника». Данный подход породил вертикальную административно-иерархическую структуру организаций и функциональную специализацию в управлении (функционально-структурный подход), власть должности, распорядительность и контроль, материальное стимулирование за выполнение должностных функций. Этот метод управления отделил функции контроля от исполнителя рабочих операций, и за счет узкой специализации при выполнении рабочих функций квалификация рабочих могла быть низкой. Функции менеджмента сводились в основном к передаче информации и контролю: «спецификация и верификация методов, времени, расценок и стандартов качества работы, непрерывный надзор и контроль за рабочими, выполняющими её».(4)
С тейлоровской моделью управления перекликается концепция «рациональной экономики», основанная на методологии американского экономиста П. Хейне.(6). Хейне, исходил из того, что индивиды выбирают рационально; все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения, Делая выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с его ожиданиями наибольшую чистую пользу. При этом, чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным.
В эпоху массового производства, отсутствия жесткой конкуренции и перепроизводства продукции тейлоровскую модель управления производством можно было считать инновационной; этот подход привел к значительному повышению производительности и эффективности труда. Концепция «рациональной экономики» с её «экономическим человеком», который все знает, взвешивает и делает осознанный рациональный выбор, тоже оправдывала себя до тех пор, пока рынок был относительно устойчивым и прогнозируемым.
По мере развития индустриального мира, усложнения экономического окружения предприятий,- глобализации, неопределенности, изменчивости, — требовались новые подходы в управлении и новое понимание экономических отношений. Приходит понимание, что для конкурентоспособности бизнеса важны не только производительность и эффективность труда, качество продукции (при этом качество понималось как соответствие установленным нормативно-техническим требованиям), но необходимо завоевывать предпочтения потребителя и уметь учитывать, прогнозировать изменчивость рынка и самих потребительских предпочтений. «Поворот к Потребителю с большой буквы приводит к перераспределению механизмов внутреннего управления предприятием. Оно начинает систематическую работу по поиску потребителя, продвижению созданной продукции и целенаправленную работу по увеличению продаж. Американский экономист и прогрессивный теоретик менеджмента XX века Питер Друкер пишет: «…придется научиться применять маркетинг, как еще один источник новаторских идей… Экономическое развитие основано не на удовлетворении старых потребностей и желаний, а на предоставлении новых возможностей, на расширении диапазона ожиданий и стремлений». (7). Рассматривая бизнес сквозь призму «инновационного маркетинга», П. Друкер считает, что менеджмент должен научиться «создавать инновационную организацию и управлять ею…создать организацию, которая способна вводить новшества».(7) А это значит, что необходимы совершенно новые подходы в управлении, другие субъектно-объектные отношения внутри организации. «Ей скорее нужен командный дух, чем принцип подчиненности. Ей нужна гибкость в отношениях. И в тоже время ей нужна дисциплина, авторитет и руководство, которое бы принимало решения».(7).
В таблице № 1, приведены факторы управления предприятием в индустриальной и постиндустриальной эпохах. Факторы управления, перечисленные для постиндустриальной эпохи, необходимы для осуществления инновационного развития организации и обеспечения её конкурентоспособности.
Таблица 1.
Факторы управления | Поздняя индустриальная, массовое производство | Постиндустриальная эпоха рачительное производство |
Критический фактор экономического преимущества | Капитал, материальные ресурсы | Знания (информация),Человек (человеческий фактор) |
Цели бизнеса | Получение максимальной прибыли | Удовлетворение потребностей потребителя и всех заинтересованных сторон в деятельности организации |
Отношение к потребителю | Изготавливает то, что может и убеждает потребителя, что это именно то, что ему нужно. | Изготавливает именно то, что нужно потребителю. |
Принципы организации производства | Должностная иерархия;Отделение собственности от управления;Разделение функций управления; Разделение процессов планирования и исполнения Последовательные процедуры (процессы) Материальное стимулирование за выполнение должностных функций | Интеллектуальное сотрудничество;Интеграция планирования и исполнения;Параллельные процедуры (процессы); Виртуальное производство, Материальное стимулирование по затратам рабочего времени и достижения результата.
|
Организационная структура | Вертикальная (иерархичная), жесткая, централизованная | Горизонтальная, гибкая, командная. |
Функция маркетинга | Продвижение («проталкивание») продукции | Изучение потребностей потребителей, создает ожидания, создает рынки сбыта – «инновационный маркетинг» |
Принципы управления | Функционально- структурный подход в управлении, власть должности, распорядительность и контроль.Сосредоточение на проблемах повышения эффективности производства. | Процессное и проектное управление. Фокус на потребителя. Мотивация творчества и проявления инициативы.Поддержка самообучения организаций.Командная работа. |
Стиль руководства | Авторитарный, жесткий, командно-административный, «судья» | Демократичный, гибкий, делегирование полномочий, «тренер», «наставник», |
Квалификация рабочей силы | Низкая | Высокая, владение несколькими смежными специальностями |
Использование ресурсов | Нерациональное | Рациональное |
Оборудование | Высокопроизводительное, узкоспециализированное, труднопереналаживаемое. | Высокопроизводительное, широкоспециализированное, легко переналаживаемое. |
Отношение к контролю | Тотальный контроль сверху | Самоконтроль в процессах |
Отношение к качеству | Качество рассматривается как степень соответствия присущих характеристик нормативно-техническим требованиям | Качество рассматривается как степень соответствия присущих характеристик, в первую очередь, требованиям потребителя при безусловном соответствии нормативно-техническим требованиям |
В постиндустриальную эпоху завоевать потребителя может только та организация, которая производит востребованный потребителем продукт, качество теперь понимается как удовлетворение требований потребителя, и всех заинтересованных сторон в деятельности организации; на первое место в обеспечении конкурентоспособности бизнеса выходит качество менеджмента, его способность внедрять инновационное управление (авторск.).
Говоря о качестве менеджмента, главный идеолог «японского экономического чуда» Эдвардс Деминг в 90- е годы прошлого столетия в своей книге «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами» писал: «Стиль менеджмента надо изменить, чтобы упадок сменился подъёмом экономики… преобразования можно осуществить только вместе с людьми, а вовсе не с куском железа (компьютерами, приспособлениями, автоматами, новыми станками)».(8). Таким образом, Деминг обращает внимание на то, что основным и самым главным ресурсом в организации становится человек (авторск.).
При этом чтобы грамотно управлять людьми, необходимо разбираться в основах человеческой природы, понимать мотивы принятия человеком решений, для этого надо овладеть понимаем современных экономических концепций о «человеке экономическом». А они, как и подходы в управлении организацией, серьёзно изменились. На смену «рациональной экономике», которая рассматривает человека как логически мыслящий автомат, пришла «поведенческая экономика», где на первое место ставится то, что люди склонны к абсолютно нерациональному поведению, и это не патология, а, напротив, норма.(11). Иррациональность человека влияет на его поведение особенно в ситуациях неопределенности, риска и при принятии решений. Данные знания необходимы и для построения систем управления (система мотивации), и для продвижения продукции, и для понимания поведения потребителя.
Э. Деминг, подчеркивая важность ведущей роли человека в осуществлении преобразований в организации, говорит и о применении научных и системных подходов в управлении процессами и в целом организацией. Он вводит новый подход в организационном управлении: вместо функционально-структурного подхода предлагается процессный и системный подходы, которые обеспечивают качество продукции с точки зрения удовлетворения потребностей потребителя. При этом цель бизнеса — процветание общества в целом, которое достигается через процветание потребителя и изготовителя.
Если на структурную перестройку экономики и техническое перевооружение производства требуются действительно колоссальные затраты, то на изменение производственных отношений и эффективное использование наиболее ценного сегодня капитала — человеческой заинтересованности достаточно “всего лишь” управленческого мастерства и энергии руководителей.
Особенности развития российского менеджмента
Если же говорить о качестве российского менеджмента, то оно оставляет желать лучшего. В своем президентском обращении к российским гражданам в сентябре 2009 — «Россия вперед» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал: «Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом…Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжёлый порок – она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создаёт нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, – сырьём либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведённые в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью…производительность труда большинства наших предприятий позорно низка. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников».
Одной из причин низкого качества российского менеджмента Ю. П. Адлер, один из ведущих специалистов в нашей стране по пропаганде идей менеджмента качества, называет отсутствие желания высшего руководства компаний учиться: ««Менеджмент в России находится в неудовлетворительном состоянии. Первопричина в том, что очень многие менеджеры, особенно немолодого поколения, почему-то думают, что им не надо учиться. Это фундаментальное заблуждение. Менеджер — это человек, который должен учиться всегда, иначе он не будет эффективным.» (9).
Консалтинговая практика автора данной статьи в области организационного управления показывает, что в более, чем в 98 % предприятий с которыми пришлось поработать (а это более 50 компаний строительной отрасли Пермского края), менеджмент осуществляется исключительно на основе тейлоровских подходов в управлении
(методами начала прошлого века). Более того, если Тейлор настаивал на регламентации и верификации рабочих и управленческих функций в целях повышения производительности и эффективности труда, то в малом и среднем бизнесе строительной отрасли и это зачастую отсутствует. Напрашивается вывод, что руководители многих организаций не воспринимают глобальные макроэкономические изменения и не подозревают, что менеджмент – это тоже наука, которая развивается, и для успешности бизнеса необходимо идти в ногу с этой наукой.
Усугубляет эту ситуацию и то, что на российском и региональном уровнях отсутствует система повышения квалификации руководящего персонала организаций, в том числе строительной отрасли. Для самого менеджмента организаций нет стимулов, мотивации улучшения своих познаний в области управления и применения новых подходов в управлении бизнесом, необходимых для управления инновациями. Какова причина всех вышеперечисленных проблем, т. е. причина низкого качества менеджмента российского бизнеса?
Если мы будем следовать в своих размышлениях системным принципам, то дойдем до понимания того, что российский бизнес, строительный в том числе, существует в условиях определенной государственной системы: политической, экономической, социальной, нормативной и т.п. И на уровне государства, по мнению автора, отсутствует понимание важности проблемы качества менеджмента и внедрения уже проверенных временем технологий повышения эффективности управления, таких, к примеру, как системы менеджмента качества.
С другой стороны причины нежелания ответственных управленцев менять сложившийся стиль руководства носят социокультурный характер.(12)[1]
В последнее время в России наука, культура, образование и социальная сфера потеряли свои приоритеты в политической жизни страны, и это стало следствием того, что у российских директоров нет внешнего стимула и идеологической программы (авторск.) для того, чтобы стремиться стать профессиональными менеджерами. Что качается бизнес образования то, оно тоже оставляет желать лучшего. В России любое образование, в том числе и менеджеров, построено на знании теории, и очень далеко от практического применения.
Вторая причина нежелания директоров осуществлять инновационную менеджмент-подготовку — их практически монопольное социальное положение и в структуре общества, и в структуре производственных коллективов. Они ни перед кем не должны отчитываться (авторск.).
Институт саморегулирования в строительной отрасли только начинает развиваться и оказывает пока слабое стимулирующее воздействие на повышение квалификации менеджмента организаций.
И, наконец, третья важнейшая причина — социокультурного характера – это исторически сложившиеся культурно- производственные отношения: стиль руководства и ценности менеджмента, т.е. управленческая культура, а именно такие её составляющие как реактивность (отсутствие проактивности), отношения начальника и подчиненного (направлять или погонять), позитивизм (нацеленность на решение проблемы, а не на поиски виноватых), стремление к росту, умение работать в команде, отношение к переменам.
Фактор переменчивой “внешней среды” беспокоит современных директоров российских предприятий в наибольшей степени, поскольку именно он задает общие и ситуативные условия, и практически неподконтролен воздействию управленцев этого звена. Директорский корпус озабочен в этой связи не развитием своих производств, а проблемой “выживания”, и, судя по результатам прикладных социологических исследований, подавляющее число директоров даже не задумываются об эффективности внедрения организационных и социально-управленческих инноваций, и в своей профессиональной самоуверенности полагаются в первую очередь на собственную информацию, собственный опыт и свою же интуицию. (13).
Отсутствие действенного бизнес-планирования, бюджетирования и управленческого учёта, несогласованность стратегических целей и тактических задач в сфере инновационного развития, неупорядоченность ресурсного обеспечения, неэффективность системы оценки деятельности компании и её подразделений также свидетельствуют о неэффективной системе управления. Неэффективная система управления «идет в ногу» с нерегламентированностью деятельности, запущенным документооборотом. Так как, ключевые бизнес-процессы не определены и не регламентированы, то это приводит к невыполнению или недолжному выполнению распоряжений руководства.
Внедрение современных управленческих технологий является жизненно важной задачей для развития, как строительных организаций, так и в целом экономики страны, поскольку другие ресурсы, кроме интеллектуальных и организационных, остаются малодоступными и в целом могут быть неэффективно вовлечены в процесс преобразований из-за низкого качества менеджмента.
Функции и технологии инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент — можно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).(10)
Для осуществления функций инновационного менеджмента менеджерам организаций (субъектам управления), в том числе строительной организации, необходимо овладеть следующими новыми качествами:
- Прогнозирование, способность видеть изменения: понимание динамики технологий, «предвосхищение научно-технического прогресса»(7).
- Понимание динамики рынка: изучение потребностей потребителя, применение маркетинга как источника «новаторских идей» (7), создание и поддержка отделов развития в организации.
- Создание условий, способствующих раскрытию человеческого потенциала:
делегирование полномочий, разработка системы мотивации и системы
постоянного обучения.
Данные качества позволяют выполнять следующие функции менеджмента, необходимые для внедрения и управления инновациями:
- Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.
В результате выполнения данной функции в организации должны появиться, видение и цели инновационного развития организации, определены процессы развития организации и анализа рынка по нескольким направлениям – выявление новых потребностей потребителей, поиск новых технологий и поставщиков новых материалов.
Видение |
Стратегия инновационного развития |
Цели инновационного развития |
Процессы инновационного развития |
Для современного строительного производства характерна многовариантность решений и в проектировании и в реализации строительных технологий. Постоянно меняющаяся внешняя среда организации ставит проблему многовариантности решений в ряд важнейших методов повышения эффективности строительного производства. Для этого необходимо владеть навыками определения и реализации бизнес-процессов и управления информационными потоками (автоматизированные информационные технологии)(14).
- Функция планирования — охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике – от Программы стратегии инновационного развития организации до оперативного планирования.
Для этого необходимо описать, как выполняется та или иная работа (процесс), чтобы было возможно проанализировать, и подумать над улучшением выполняемой работы. Но когда, кто будет анализировать и думать над улучшением? На это вопрос есть простой ответ: будут думать все, если увязать процедуры анализа и улучшения работы с оперативным планированием и внедрить такое планирование на всех уровнях организации.
Такое планирование можно рассмотреть как процесс, состоящий из четырех этапов: планируй, делай, анализируй, корректируй (улучшай).
Данный подход в организации работы в системах менеджмента качества называют циклом Шухарта-Деминга (схема 1), в честь основных идеологов этой технологии.
Цикл Шухарта-Деминга и есть основная технология внедрения инновационных изменений. Технология, которая призвана изменить корпоративную культуру организации и перейти от культуры бездумного исполнения приказов руководства, к ответственному и творческому выполнению своей работы, проявлению инициативы по постоянному её улучшению.
Цикл Шухарта-Деминга позволяет осуществлять контроль исполнения, сохранить информацию о выполнении планируемых мероприятий для анализа и дальнейшего улучшения. При этом планирование, увязанное с процессным подходом (определяем в рамках какого процесса выполняется та или иная задача), позволяет оценить выполненную работу с точки зрения выполнения показателей результативности (на основе установленных критериев результативности) того или иного процесса, направления деятельности.
- Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инновационную программу на базе каких-либо правил и процедур.
Результат выполнения функции – регламентированный проект по внедрению инноваций, со всеми элементами системы управления проектами: цель проекта, команда проекта, регламентированные роли команды проекта, регламентированные процессы проекта, бюджет проекта, производственный и календарный планы реализации проекта, определенные показатели результативности проекта.
Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой всевозрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности (маркетингом), приобретает умение организовать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.
- Функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.
Выполнение данной функции заключается в системном анализе результатов выполнения инновационного проекта и своевременной разработке мероприятий по коррекции и корректирующим воздействиям. Для выполнения данной функции необходимо регламентировать процедуру сбора данных для оперативного управления, данные по выполнению производственного плана и соблюдения бюджета проекта.
- Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.
Результатом выполнения данной функции является постановка системы оперативного управления инновационным процессом и управленческого учета в организации. Хорошим инструментом для реализации этой функции являются автоматизированные информационные системы.
- Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
Для выполнения данной функции необходимо разработать систему мотивации с учетом «поведенческой экономики».
- Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.
При выполнении этой функции должна быть выстроена формализованная система отчетности.
Эффективное осуществление выше перечисленных функций в организации возможно, если в организации создана определенная среда производственных отношений и управления, т. е. существует система управления, способствующая инновационному развитию организации. Как одну из технологий создания такой среды можно рассматривать внедрение в строительной организации системы менеджмента качества на основе требований стандарта ИСО 9001.
Последние версии стандарта ИСО 9001 говорят в большей степени о качестве менеджмента, а качество продукции является следствием качества организации:
«Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон».(15) К сожалению прогрессивные идеи стандарта ИСО 9001 дискредитируются формальным внедрением требований данного стандарта, а то и вообще покупкой сертификата, подтверждающего данную систему.
Подходы систем менеджмента качества полностью коррелируются с целями инновационного менеджмента. Возьмем описание подходов при разработке системы менеджмента качества,(15) и слегка откорректируем их, заменив термин «качество» на термин «инновация». В результате мы получаем следующий алгоритм разработки системы управления инновациями.
а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
б) разработку политики и целей организации в области инноваций;
в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области инноваций;
г) установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области инноваций;
д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
е) применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
ж) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
и) разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента инноваций.
На базе требований системы менеджмента качества, регламентированных в группе стандартов ИСО 9000 легко выстраиваются и другие прогрессивные технологии управления:
- Управление на основе сбалансированной системы показателей (ССП).
- Экономика качества – внедрение системы учета затрат по процессам (система АВС-затрат), разработка бюджетов процессов и проектов на основе видов деятельности (система АВВ)
- Бережливое производство.
- Шесть сигм.
- Экологический менеджмент
- Социальный менеджмент и др.
При внедрении любых изменений в организации, в том числе инновационного развития компании и необходимо отметить важную, лидирующую роль высшего руководства: «С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента…»(15).
Основная проблема, которую автор пытался затронуть в данной статье — это отсутствие системы повышения качества менеджмента в строительной отрасли. Только качественный менеджмент, т. е. грамотное управление, позволит осуществлять инновационное развитие бизнеса. Решение данной проблемы в настоящий момент видится в согласованном взаимодействии краевой администрации, саморегулируемых организаций в строительстве и образовательных и консалтинговых учреждений. Результатом такого взаимодействия может стать разработка программы по повышению качества менеджмента в целях инновационного развития организаций строительной отрасли и её совместная реализация.
Литература:
- Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
- Адлер Ю. П. «Новации и качество»/ Новые технологии. Научно-технический информационный бюллетень. – 1996. — № 2. – С. 3-7.
- Адлер ЮП., Аронов И.З., Шпер В.Л. Что век грядущий нам готовит. //Надежность и контроль качества. Методы менеджмента качества.-1999.-№1
- Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. А. И. Зака/Под. ред. и с предисл. Е. А. Кочергина. Контролинг.- 1991.- вып.-104 с.
- Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность. Часть I. Основы теории и организации. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1999
- Хейне П. ???
- ДрукерП.Ф. Эпоха разрыва:ориетиры для меняющегося общества: Пер.с анг.-М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.- 336 с.: ил.- Парал. тит. англ.
- Деминг Эдвардс. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами/ Эдварс Деминг; Пер., с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.-370.
- Адлер Ю. П. Бизнесом движет воля// «Золотой Рог», № 49, 2007г.
- Инновационный менеджмент. Справочное пособие/Под ред. П.Н. Звелина,
А.К. Казанцева, Л. Э. Миндеди. — СПб.: Наука, 1997.
11. Левин А. Нестандартная экономика Дэна Ариэли. Троицкий вариант. Выпуск № 6
N (818) 24 июня 2008 г. с. 12-13.
12. Скуба Р.В. Современные тенденции и особенности управления инновационной
деятельностью на промышленных предприятиях// Электронный журнал ВЛГУ, №18.
декабрь, 2007.
13. Мостовая И.В., Дзыбов К.М. Инновационный менеджмент в современном производстве (Развитие социальных технологий). — Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1998. 105 с.
14. Тепличенко В.И., Лапидус, А.А.,Морозенко А. А. Информационное моделирование технологий и бизнес-процессов в строительстве/нацучное издание.-Издательство Ассоциации строительных вузов, 2008.-144 с.
15. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения
и словарь. М.: Стандартинформ, 2009.
[1] Скуба Р.В. Современные тенденции и особенности управления инновационной
деятельностью на промышленных предприятиях// Электронный журнал ВЛГУ, №18.
декабрь, 2007.